24Апреля2018

Новости одной строкой:

Автономизация больниц: как будет происходить, какие преимущества даст медучреждениям

6 ноября вступил в действие закон об автономизации больниц. Что такое автономизация, как и когда она будет проходить, какие преимущества даст медучреждениям и какими будут юридические последствия - ответы в нашей статье.

Развернутые ответы на вопросы об автономизации вы можете найти в официальных методических рекомендациях МОЗ.

 

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА автономизация МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Что такое автономизация больниц и для чего она нужна?

Автономизация предусматривает, что больницы могут приобретать статус некоммерческого коммунального предприятия. Сейчас больницы работают как учреждения по бюджетным законодательству и с вертикальным управлением. Их руководители не имеют свободы решений и руководствуются приказами сверху.

Преобразование больниц в коммунальные предприятия позволит расширить права медицинских учреждений до уровня всех других субъектов хозяйствования.

Какие преимущества дает медицинскому учреждению статус некоммерческого коммунального предприятия?

Преобразование (реорганизация) медучреждений в коммунальные некоммерческие предприятия будет способствовать увеличению их самостоятельности в хозяйственных и управленческих делах, стимулировать к улучшению качества медицинских услуг и повышению экономической эффективности использования активов.

 

ГЛАВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА реорганизация ТАКИЕ:

  • руководитель предприятия получает значительно большую, чем руководитель бюджетного учреждения, свободу в распоряжении активами и финансами, в формировании кадровой политики, определении внутренней организационной структуры учреждения;
  • руководитель предприятия может самостоятельно устанавливать любые формы оплаты труда персонала, допускаемых законодательством;
  • финансирование предприятия осуществляется не по постатейной сметой расходов, а на основе собственного финансового плана, позволяет эффективно распоряжаться средствами;
  • медучреждения имеют право иметь собственный счет в любом банке;
  • медучреждения имеют право образовывать объединения с другими учреждениями, которые также действуют в статусе предприятия, с целью перераспределения функций между ними и общей оптимизацией использования материальных, человеческих и финансовых ресурсов;
  • медучреждения имеют возможность нанимать по договорам подряда врачей физических лиц-предпринимателей, зарегистрированных и получивших соответствующую лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике.

Может ли заведение после реорганизации быть приватизированным?

Нет, прямой запрет на приватизацию указанной в ст.16 Основ законодательства Украины о здравоохранении.

Имеет ли некоммерческое коммунальное предприятие самостоятельно зарабатывать на свое существование?

С введением медреформы в действие, медучреждения первичного звена будут получать финансирование от Национальной службы здоровья согласно тарифу оказания первичной медицинской помощи за каждого пациента, который подпишет декларацию с врачом этого учреждения. Во время переходного периода также будет предоставляться финансирование на пациентов, которые были ранее приписаны к врачу, но еще не заключили с ним декларацию.

С 2020 года медучреждения вторичного и третичного звена будут переходить на новую модель финансирования. Больницы начнут получать финансирование в зависимости от объема предоставленных услуг согласно договору, который они заключат с НСЗУ. Стоимость услуг будет определяться в соответствии с тарифом оказания медицинских услуг.

Имеет ли такое предприятие право получать прибыль и по своему усмотрению ею распоряжаться?

Медучреждения в форме коммунальных предприятий являются неприбыльными и некоммерческими. Цель их деятельности не связана с получением прибыли. Избыточные средства медучреждения должны направлять на свое развитие соответствии с финансовым планом.

Будет автономизация принудительной?

Закон об автономизации медицинских учреждений не ставит жесткого требования по срокам. Но льготный режим автономизации будет действовать только до конца 2018 года.

 

Автономизации БОЛЬНИЦ: НАЛОГИ, ЛЬГОТЫ И КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДСТВА

Меняются налоговые обязательства медучреждения после его реорганизации?

Процесс преобразования больницы на некоммерческое коммунальное предприятие не приводит к возникновению негативных налоговых последствий в виде новых связанных с преобразованием налоговых обязательств. Заведение не будет плательщиком налога на прибыль и налога на недвижимость.

Кто будет распоряжаться имуществом и средствами больницы?

Во время автономизации имущество передается учреждениям на правах оперативного управления. Распоряжается имуществом учреждения его владелец - территориальная община через уполномоченные органы. Руководитель медучреждения может распоряжаться имуществом в пределах, которые будут определены уставом этого заведения.

Кто будет отвечать за финансовую и налоговую отчетность в некоммерческих предприятиях?

Вопрос эффективного управления административными функциями атономных заведения решается самым заведением.

Будут ли медучреждения в статусе некоммерческих предприятий получать льготы на оплату коммунальных услуг, на аренду земли?

По арендной плате - этот вопрос решают собственники имущества: органы местного самоуправления. Вопрос предоставления льгот на оплату коммунальных услуг находится в стадии проработки.

Как община сможет контролировать деятельность руководства больницы?

Для этого создаются специальные органы, наблюдательные или наблюдательные советы. Сейчас соответствующее положение о наблюдательных советах утверждается Кабмином.

Такие советы являются обязательными для медучреждений вторичного и третичного звена. К ним будут входить представители владельца заведения, органов местного самоуправления, местные депутаты, а также представители общественных организаций.

При заведениях также могут создаваться попечительские советы. В их состав могут входить меценаты, представители общественности, благотворительных, религиозных организаций, органов местного самоуправления, средств массовой информации, волонтеры.

Кто принимает решение о перепрофилировании?

Владелец. Обычно это соответствующий местный совет.

Будут увольнять работников?

Трудовые отношения с работниками реорганизованного учреждения продолжаются, а увольнение во время реорганизации возможно лишь в случае сокращения штата. В процессе реорганизации отдельные работники могут быть переведены на другие должности, перемещены в другие структурные подразделения в случае необходимости.

Можно ли вернуть заведение в статус бюджетного предприятия?

Местный совет имеет право принять и такое решение. Вместе с этим вернется тарифная сетка и все другие нормы, регулирующие деятельность учреждений бюджетной сферы.

источник: mk.gov.ua

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить